Национал-большевизм Н.В. Устрялова: идеи, их эволюция и влияние
…Только бы Россия была мощна, велика, страшна врагам. Остальное приложится. Николай Устрялов
Проект национал-большевизма Устрялова был направлен на достижение компромисса с идеями большевизма с целью возвращения России авторитета на международной арене. По замыслу правоведа, он должен был послужить ее восстановлению как мощного государства, имеющего свою «всемирную миссию» и «культурно-национальные органические начала»1.
Концепция национал-большевизма первоначально была сформулирована в статьях сборника «В борьбе за Россию». Одним из центральных тезисов Устрялова являлось признание за большевизмом способности к осуществлению национальных задач. Примером этого служили действия большевиков, направленные на воссоединение с территориями бывшей Российской Империи, которые были утрачены в годы ПМВ и Гражданской войны; другим доказательством этой позиции являлся факт восстановления действенного государственного аппарата, боеспособной армии.
Уже к 1920-му г. Устрялов отмечает некоторые признаки эволюции большевизма2. Исходя из этих наблюдений им делается ставка на перспективу «перерождения» власти – оно, в конечном итоге, привело бы к возрождению национальной мощи государства. В существующей же форме большевизм был неприемлем для философа в виду его [большевизма] радикальных утопических устремлений.
Отмеченную эволюционность развития Устрялов связывает с усилением капиталистических элементов в хозяйстве страны («спуск на тормозах») и учетом национального фактора в культурной сфере3. В своих статьях, написанных в годы проведения НЭПа, он отмечает смену вектора внешней политики большевиков с конфронтации с капиталистическими странами к налаживанию связей и сотрудничеству с ними.4 Устрялов считал, что вероятность наступления «мировой революции» в краткосрочной перспективе крайне мала. Нэповский курс, взятый во внутренней политике страны, подтвердил его прогноз о неизбежности «Экономического Бреста»5. Действительно, советская власть вступила на «путь термидора»6.
Автор также отмечает, что эволюция большевизма не только неизбежна и необратима, но и благоприятно скажется на состоянии государства. В подтверждение своих взглядов им приводилось множество фактов: поддержка и заинтересованность в новой экономической политике широких слоев населения, значительное расширение экономических свобод, достижение определенных успехов в частном секторе, а также позитивные изменения в политико-правовой среде.7 Особая роль в национал-большевистской концепции отводится «спецам» – представителям небольшевистской интеллигенции, работающим в советских государственных организациях. Они должны были оказывать влияние на большевиков, и тем самым содействовать процессу перерождения большевистской власти.
В своей партийной деятельности Устрялов неизменно поддерживал именно те силы, которые способствовали политическому прогрессу. Изначально таким человеком был В.И. Ленин, затем, на XII-м съезде Устрялов поддержал Л.Б. Красина8, в 1925 г. – Н.И. Бухарина, показавшего себя защитником политики НЭПа9. В дальнейшем Устряловым предлагалось дополнительное расширение экономических свобод, получившее название «НэоНЭП»10. Данная политика должна была, с одной стороны, способствовать проведению «генеральной линии» в стране, что в итоге предоставило бы опору для прихода к власти оппозиции, а с другой – дать новый импульс развитию экономики страны.
Концепция «спуска на тормозах» оказалась под вопросом к концу 1920-х гг. во время смены внутриполитического курса партии. Несмотря на это, Устрялов продолжал верить в ее перспективы в виду вероятных проблем по осуществлению новой политики. По причине идейного поражения правых большевиков и отстранения их от власти Николай Васильевич был вынужден отказаться от поддержки данной внутрипартийной группы. Отныне, Устрялов в основном рассчитывал на «имманентную логику»11 революции.
В отечественной историографии деятельность Устрялова изучалась начиная с 1920-х гг., и была окружена огромным количеством мифов, некоторые из которых базировались на высказываниях о нем со стороны таких высокопоставленных деятелей большевизма, как В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, Г.Е. Зиновьев, Л.Д. Троцкий, которые в разные годы достаточно бурно обсуждали в печати и на съездах идеологию «харбинского одиночки» и ее влияние на настроение партии12. Кроме того, любопытно отметить, что словом «устряловщина» клеймили политических противников боьшевиков. Последние, «поддавшись крикам бывшего колчаковского министра», решали проблему «термидора», не обращая внимания на позицию Устрялова, еще в 1929 г. писавшего: «Вы еще не видите, что она, по жирондистам и Карамзину, закусывает своими детишками? Что за куриная слепота? А Троцкий, Зиновьев, Каменев, Радек, Раковский, Шляпников, Бухарин, Томский, Смигла, Преображенский и прочая, и прочая? Протрите глаза. Вся железная когорта – в луженом желудке Сатурна. А на ее местах – новые люди, новое племя…»13.
Следует заметить, что прогнозы Устрялова о будущем Российского государства сбывались практически во всем, что казалось политики, и оказывались неточными в отношении экономики14. После поражения белой армии, которую он поддерживал, находясь на посту директора пресс-бюро отдела печати при Омском правительстве А.В. Колчака, Устрялов был согласен на любую власть, которая смогла бы восстановить «Великую Россию» в ее территориальных границах, вернуть ее международный авторитет, мощь и престиж. Он искал «вождя»15, который смог бы осуществить это. Он ошибся, сделав ставку на Колчака. При этом отметим, что именно Устрялова обвиняли в том, что он склонил последнего к диктатуре16. Так или иначе, ему удалось усмотреть искомую политическую фигуру уже в И.В. Сталине; так, в 1934 г. он называет его «типичным национал-большевиком»17. Угроза, прозвучавшая из уст Сталина в 1925 г. в отношении Устрялова, нашла свое фактическое воплощение на XIV-м съезде партии:
«Мы, большевики, оказывается, должны потом подойти к порогу демократической республики, должны потом перешагнуть этот порог, и с помощью какого-нибудь «цезаря», который выдвинется не то из военных, не то из гражданских чинов, мы должны очутиться в положении обычной буржуазной республики. Такова эта новая идеология… <…> Устрялов – автор этой идеологии. Он служит у нас на транспорте. Говорят, что служит хорошо. Я думаю, что ежели он хорошо служит, то пусть мечтает о перерождении нашей партии. Мечтать у нас не запрещено. Пусть себе мечтает на здоровье. Но пусть он знает, что, мечтая о перерождении, он должен вместе с тем возить воду на нашу большевистскую мельницу. Иначе ему плохо будет»18.
Н.В. Устрялов был вынужден отправиться в эмиграцию с остатками разгромленной колчаковской армии. Он осел в Харбине, и жил там вплоть до своего возвращения в СССР в 1935 г. Вскоре после возвращения он попал под суд по обвинению в сотрудничестве с японской разведкой и связях с Тухачевским, и был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 14 сентября 1937 года.
Библиография
Ленин В.И. Собр. Соч. 4-е изд. Т. 33. С.256-258; XIV съезд РКП(б). Стенографический отчет. М., 1926. Политическая история России. Теория и музейная практика. Сб. науч. Тр. Вып. V/ ФГУК ГМПИР. СПб., 2006 Сталин И.В. Собр. Соч. Т.1-13., М., 1949-1954. Т.7. Троцкий Л.Д. Как вооружалась революция. М., 1924. Т.3. Кн.1. Устрялов Н.В. 12 съезд // Устрялов Н.В. Национал-большевизм. М.: Эксмо, 2003. Устрялов Н.В. Кризис ВКП // Устрялов Н.В. Национал-большевизм. М.: Эксмо, 2003. Устрялов Н.В. Национализация Октября // Устрялов Н.В. Национал-большевизм. М.: Эксмо, 2003. Устрялов Н.В. О «будущей России» // Устрялов Н.В. Национал-большевизм. М.: Эксмо, 2003. Устрялов Н.В. Перерождение большевизма // Устрялов Н.В. Национал-большевизм. М.: Эксмо, 2003. Устрялов Н.В. Под знаком революции // Устрялов Н.В. Национал-большевизм. М.: Эксмо, 2003. Устрялов Н.В. Путь термидора // Устрялов Н.В. Национал-большевизм. М.: Эксмо, 2003. Устрялов Н.В. Сумерки революции // Устрялов Н.В. Национал-большевизм. М.: Эксмо, 2003. Устрялов Н.В. Эволюция и тактика // Устрялов Н.В. Национал-большевизм. М.: Эксмо, 2003.
1 Устрялов Н.В. О «будущей России» // Устрялов Н.В. Национал-большевизм. М.: Эксмо, 2003. С. 247. 2 См.: Устрялов Н.В. Перерождение большевизма // Устрялов Н.В. Национал-большевизм. М.: Эксмо, 2003. 3 Устрялов Н.В. Эволюция и тактика // Устрялов Н.В. Национал-большевизм. М.: Эксмо, 2003. С. 185. 4 Устрялов Н.В. Сумерки революции // Устрялов Н.В. Национал-большевизм. М.: Эксмо, 2003. С. 176.
5 Там же. С.177. 6 Устрялов Н.В. Путь термидора // Устрялов Н.В. Национал-большевизм. М.: Эксмо, 2003. С. 151. 7 Там же. 8 Устрялов Н.В. 12 съезд // Устрялов Н.В. Национал-большевизм. М.: Эксмо, 2003. С. 264. 9 Устрялов Н.В. Под знаком революции // Устрялов Н.В. Национал-большевизм. М.: Эксмо, 2003. С. 231. 10 Устрялов Н.В. Кризис ВКП // Устрялов Н.В. Национал-большевизм. М.: Эксмо, 2003. С. 371. 11 Устрялов Н.В. Национализация Октября // Устрялов Н.В. Национал-большевизм. М.: Эксмо, 2003. С. 345.
12 См.: Ленин В.И. Собр. Соч. 4-е изд. Т. 33. С.256-258; XIV съезд РКП(б). Стенографический отчет. М., 1926; Троцкий Л.Д. Как вооружалась революция. М., 1924. Т.3. Кн.1. 13 Устрялов Н.В. Национал-большевизм. М.: Эксмо, 2003. С. 40. 14 Политическая история России. Теория и музейная практика. Сб. науч. Тр. Вып. V/ ФГУК ГМПИР. СПб., 2006. С.46. 15 Там же. С.48. 16 Там же. 17 Там же.
18 Сталин И.В. Собр. Соч. Т.1-13., М., 1949-1954. Т.7. С.342.
#31