Бесчестье по соборному уложению 1649 года
Защита чести в законодательных актах до Соборного Уложения 1649 года Восточные славяне сознавали и защищали свое личное достоинство с помощью закона с древних времен1. Правовым источником, излагающим законы о защите чести, были переводные византийские сборники, в частности, Кормчая книга2. В краткой (XI век) и пространной (XII – XIII век) редакции Русской правды оскорбление личной чести называется словами «обида», «срам», «сор», «срамота». Термин «честь» в них не встречается, так как в тот период данное слово ассоциировалось с воинской доблестью или божественностью святых и небожителей3.
В редакциях Русской правды не выделяется отдельно устное оскорбление, только в паре с наносящими физический (например, повреждение усов или бороды) или материальный (кража холопа, лошади, оружия и т.д.) ущерб действиями4. Пострадавшей стороне присуждалась компенсация и возмещение убытков. Кроме того, иногда назначался штраф, а унизительное нападение (например, удар тыльной стороной ладони) компенсировался не менее унизительным ударом5.
Русская правда защищала личное достоинство широких слоев населения: например, от унизительных ударов со стороны хозяев были защищены смерды и кабальные холопы6, однако закон все же считался с социальной иерархией, например, при исчислении возмещения.
Другие кодексы XII – XIII веков использовали понятия «срам» и «стыд» связывая их с физическим оскорблением, ущербом репутации или посягательством на статус свободных и законопослушных лиц7. В торговых договорах Новгорода и Смоленска XII – XIII веков несправедливый арест называется «соромом».
Наиболее раннее употребление термина «бесчестье» относится к XIV веку, когда в списке церковного устава «Законе судном людем» этим термином была названа ссора8. В XV веке «бесчестье» упоминалось в переработках Русской правды и связывалось с физическим насилием. В церковном уставе «Правосудие митрополичье» того же века термин упоминается уже в связи с репутационным ущербом (компенсация за бесчестье полагалась владельцу заведения, где произошло убийство)9. В Двинской уставной грамоте, дарованной Двинской земле (современная Архангельская область) при присоединении к Москве в 1397 году, термином «безщестье» называлось «излаяние» (устное оскорбление) боярина или физическое насилие, не повлекшие за собой тяжелого ущерба. В Судебнике 1497 года не упоминается «бесчестье», но предусматривается компенсация за «лай»10. Судебник 1550 года также упоминает «лай», «брань», «непригожие слова», «непристойные слова» как оскорбление11. Этот сборник законов отличал устную обиду от физического воздействия, однако некоторые виды физического насилия считались оскорбительными, в особенности преступления сексуального характера. Также оскорбительными считались действия, затрагивающие репутацию человека, как, например, ложные обвинения в незаконном рождении12.
Законы о бесчестье из Судебника 1550 года также использовались как сдерживания судебного произвола, например, компенсировалось бесчестье за вынесение необоснованного приговора, ложные показания, подделку улик и другие нарушения судебного процесса. Оскорбление чести государственных работников – судей и служилых людей – было оскорбительно как для них самих, так и для государя13.
Бесчестье по Судебнику 1550 года также включало в себя оскорбление чести царя или его образа, например, наказывалась ссора в церкви или в царских палатах. Такие нарушения облагались , по крайней мере, двойным штрафом за бесчестье, чтобы подчеркнуть серьезность затрагиваемых государственных институтов14.
Согласно анализу дел о бесчестье, проведенном Н.Ш. Коллманн, оскорбление действием в середине 16 века уже редко являлось единственной причиной бесчестья15. Либо только устное оскорбление было причиной бесчестья человека, либо устное оскорбление наряду с физическим ущербом. Чаще всего бесчестьем назывались несправедливые обвинения в нарушении закона, оскорбление семьи и нарушение сексуальной неприкосновенности, оскорбление социального положения человека. Люди подавали в суд за бесчестье, когда оскорбляли их имена, семьи или чины16.
Носителями чести в России раннего нового времени были все слои населения, кроме специально обозначенных людей, нанесших вред обществу (тати, разбойники, зажигальщики, ведомые лихие люди). Это резко отличалось от ситуации в Западной Европе, где целые категории людей были лишены возможности защищать свою честь в суде, так как были заняты в «бесчестных» профессиях (палачи, цирюльники, мясники и т.д.)17.
Штрафы за бесчестье по Судебнику 1550 года отличались у разных социальных категорий. Так, штраф за бесчестье «детей боярских», «за которыми кормленья» (служилые люди от бояр до городовых и уездных воевод), был равен их годовому доходу от кормленья. Такую же компенсацию (годовой доход) получали и служивые люди более низкой ступени, получавшие жалованье за службу в армии. Дьяки полатные и дворцовые (служащие приказов) получали компенсацию по принципу «что царь и великий князь укажет». Остальные социальные категории получали фиксированные компенсации от 50 рублей у царских «больших гостей» до 1 рубля у крестьянина18.
Бесчестье по Соборному Уложению 1649 года
Соборное Уложение 1649 года объединило в себе огромное количество правового материала, в том числе Судебник 1550 года и Литовский статут 1588 года19. П.И. Бобровский в своей книге утверждает, что большая часть законов о бесчестии словом заимствована из Литовского статута20. Влияние Литовского статута проявилось в нововведениях в системе наказания за бесчестье. Наряду с существовавшими ранее денежными штрафами, Соборное Уложение включило в систему наказаний также телесные наказания (битье кнутом, батогами) и тюремное заключение.
В сборнике законов 1649 года подробно регламентировались компенсации за бесчестье. По словам Н.Ш. Коллманн, «читая Уложение 1649 года о компенсации за бесчестье, как будто читаешь описание современной ему структуры общества»21. Соборное Уложение добавило в регламентацию компенсаций за бесчестье церковные иерархии и институции, не упоминавшиеся до этого (например, в иерархию были включены священники). Светские чины в Уложении были объединены в более крупные группы, но в них упоминалось больше чинов, а также была усложнена система компенсации за оскорбление22.
В законах, как уже упоминалось, впервые наряду с денежными штрафами вводились телесные наказания и тюремное заключение. Жестокость наказания росла по мере увеличения разрыва в социальном положении оскорбителя и оскорбленного. Например, если патриарха оскорбил боярин, то он подвергался публичной унизительной процедуре – «выдаче головой». Она существовала в двух видах: как обряд поругания в случае с элитой, и действительный переход в холопы23. Если оскорблял служилый человек более низкого ранга, то он подлежал наказанию кнутом, если человек еще ниже чином –публичному телесному наказанию и месячному тюремному заключению.
Авторы Соборного Уложения, описывая какое-либо преступление, старались описать его со всех возможных сторон. Поэтому в Уложении бесчестье из-за различного рода деяний, рассматривавшихся как нанесение бесчестья, представлены во многих главах: оскорбление словом (10 глава – ст. 27-99), избиение, ранение (1 глава – ст. 5 и 6; 7 глава – ст. 32; 22 глава – ст. 11,12,17), ложные челобитья (7 глава – ст. 12; 10 глава – ст. 14), ложное показание на повальном обыске под присягой (10 глава – ст. 162), неприятие приговора третейского суда (15 глава – ст. 5), поклепные иски (21 глава – ст. 55,56), честь и безопасность судей и должностных лиц (10 глава – ст. 106-107)24. Наказание за бесчинство в церкви или при государевом дворе также перечисляется в отдельных статьях. Кроме того, бесчестье кому-либо (а также ношение или применение оружия) на царском дворе наказывалось более суровым наказанием, чем подобные действия в другом месте.
В 10 главе Соборного Уложения 1649 года статьи о бесчестье светских и духовных лиц приведены в сложную систему, делящую общество на иерархические страты. Уложение, как отмечал П.О. Бобровский, не отличало личного оскорбления от служебной обиды, не умея отделять достоинства лица как человека от звания, которое он носил25.
Статьи о бесчестье делятся на две части по категории обесчещенного лица: духовное лицо или светское. Размер штрафа за бесчестье определялся в зависимости от звания оскорбленного и звания оскорбившего. Кроме того, следует отметить, что бесчестьем в тексте Уложения называется как оскорбление, так и компенсация за него.
Бесчестье духовных лиц по Соборному Уложению
Духовенство разделялось на 4 группы: 1) патриарх и высшее духовенство; 2) черное духовенство; 3) белое духовенство; 4) духовные и светские лица, составлявшие штат патриарха и высшего духовенства.
Ниже представлена таблица, систематизирующая наказания за оскорбления патриарха и высшего духовенства.
Если представителя черного духовенства – архимандрита (по тексту – «архимарита»), игумена, келаря, казначея или «иной иноческий чин» обесчестит боярин, «околничей» или думной человек – то «им за бесчестье по суду или по сыску платить бесчестье против государеву указу». Все остальные светские чины должны платить за бесчестье монашеству (в рублях) по следующей схеме:
Во всех других монастырях штраф за бесчестье составлял: 10 рублей для архимандритов, 8 рублей для игуменов, 6 рублей для келарей и казначеев, 5 рублей рядовым старцам.
Схема иллюстрирует иерархическое положение монастырей в середине XVII века.
Если белое духовенство – протопопа, протодьякона, попа, дьякона соборных и ружных церквей – «будет кто обесчестит», «а по суду и по сыску про то сыщется допряма», то назначается следующая компенсация:
Если «кто ни будь» обесчестит светских и духовных и лиц из штата патриарха, то назначается следующая компенсация (в рублях):
Если «кто ни буди» обесчестит «монастырских слуг», то назначается следующая компенсация (в рублях):
Распределение компенсации за бесчестье монастырских слуг согласуется с иерархическим распределением монастырей в статьях о бесчестии духовенства.
При бесчестии лиц из церковного штата назначалась следующая компенсация: «дьячком церковным по три и по два рубли», пономарям 2 рубля, просвирницам 3 рубля.
Наказаний за оскорбления в церковной среде в Соборном Уложении не предусмотрено, так как такие дела относились к юрисдикции церкви26.
Бесчестье светских лиц по Соборному уложению
Законы о бесчестье светских лиц разделяется на две части: бесчестье, учиненное духовными лицами, и бесчестье, учиненное светскими лицами. Так, если духовные или светские лица обесчестят бояр, окольничих, думных людей, то платить бесчестье следует по нижеизложенной схеме:
Если «кто какова чину ни будь» обесчестит представителей 2 группы - стольников, стряпчих, дворян московских, дьяков, жильцов, дворян, детей боярских городовых, иноземцев, дворовых людей, подьячих, «или иных всяких чинов людей, которые государевым денежным жалованьем верстаны» - и по суду или по сыску сыщется про то допряма, то обесчещенным нужно выплатить бесчестье – по размеру их годовых окладов. Если «будеткто» обесчестит светские чины из третьей группы, то компенсацию нужно выплатить по следующей схеме:
1. именитым людям Строгановым 100 рублей;
2. гостям 50 рублей;
3. гостиным сотням:
большой статьи 20 рублей;
средней статьи 15 рублей;
меньшей статьи 10 рублей;
4. суконным сотням:
большой статьи 15 рублей;
средней статьи 10 рублей;
меньшой статьи 5 рублей;
5. казенные слободы 5 рублей;
6. черным сотням, слободам, посадским тяглым:
лучшим людям 7 рублей;
средним людям 6 рублей;
меньшим людям 5 рублей;
7. ямским охотникам 5 рублей;
Если «будет кто» обесчестит представителей четвертой группы, то компенсацию нужно выплатить по следующей схеме:
1. дворцовых сел и черных волостей государевым крестьянам 1 рубль, при увечье 10 рублей, при отсутствии увечья, но драке 5 рублей. 2. деловым людям, монастырским, помещиковым, вотчинниковым крестьянам и бобылям «за бесчестье и увечье» заплатить как у «государевых дворцовых сел крестьян». 3. гулящим людям 1 рубль.
Соборное Уложение также защищало честь женщин и детей. Так, за непригожее слово жене, «дочери девке» или «сыну неверстанному» «какого чину ни буди» следует выплатить следующие компенсации:
1. жене два годовых окладов мужа; 2. «дочери девке» четыре годовых окладов отца;
3. «сыну неверстанному» половину отцовского годового оклада.
Заключение
17 век был для России веком социальной напряженности. В общественной иерархии выделились новые социальные категории: привилегированные купцы («гости»), приказные (неродовитые служилые люди), служилые по прибору. Увеличивалось количество нанимавшихся в холопы к землевладельцам, начинался процесс закрепощения крестьян, все государство в целом становилось все более полиэтничным. Подобные социальные деформации заставили индивидуумов сомневаться в прочности сложившейся социальной иерархии, что повлекло за собой рост числа тяжб по делам чести, которые затевались для укрепления социального статуса27. Кроме того, все сильнее увеличивалось отделение духовного сословия от светского – одним из следствий этого оказались законы о бесчестии в Соборном Уложении, разделяющие светских и духовных лиц. В этих условиях социальной нестабильности государство создало успешную разветвленную и охватывающую все общество правовую систему по защите чести. Соборное Уложение защищало честь людей всех чинов: от патриарха и боярина до рядового старца монастыря и «гулящего» человека.
Следует отметить особую роль царя в иерархии, строящейся согласно законам о бесчестье Соборного Уложения. В сборнике законов все преступления, затрагивающие честь царя, считались государственными. Так, в главе «О Государской чести, и как Его Государское здоровье оберегать» говориться о покушениях (или умысле) на жизнь и здоровье государя, заговорах, сдаче путем измены города неприятелю, вооруженных мятежах (2 глава, ст. 1, 2, 3, 21). Таким образом, бесчестье царя – это, прежде всего, преступление, затрагивающее государство. На формирование столь подробного законодательства по защите чести в России 17 века повлияло и то, что личная репутация в московском обществе имела практическое значение: должности в местных органах управления доверялись только «лучшим» и «добрым людям», и в них отказывали «ведомым лихим людям»28 Также иерархия законов о бесчестии показывает сложную социальную иерархию российского общества середины XVII века.
Библиография
Бобровский П.О. Преступления против чести по русским законам до начала XVIII века: историко-юридическое исследование. Москва: URSS, 2016. Законодательные памятники русского централизованного государства V–XVII веков. Соборное Уложение 1649 года. Текст с комментариями. Л.: Изд-во «Наука», 1987. Коллманн Н.Ш. Соединенные честью: Государство и общество в России раннего нового времени. Москва: Древлехранилище, 2001. Развитие русского права в XV–первой половине XVII в. Москва: Наука, 1986.
Сноски
1 Коллманн Н.Ш. Соединенные честью: Государство и общество в России раннего нового времени. М.: Древлехранилище, 2001. С. 64. 2 Там же. С. 78. 3 Там же. С. 65. 4 Там же. 5 Там же. С. 66. 6 Там же. С. 67. 7 Коллманн Н.Ш. Соединенные честью: Государство и общество в России раннего нового времени. М.: Древлехранилище, 2001. С. 67. 8 Там же. С. 69.
9 Там же. С. 70. 10 Там же. С. 79. 11 Там же. С. 80. 12 Там же. 13 Там же. С. 82. 14 Там же. 15 Там же. С. 86.
16 Коллманн Н.Ш. Соединенные честью: Государство и общество в России раннего нового времени. М.: Древлехранилище, 2001. С. 88. 17 Там же. С. 91. 18 Там же. С. 98. 19 Развитие русского права второй половины XVII-XVIII вв. М.: Наука, 1992. С. 51. 20 Бобровский П.О. Преступления против чести по русским законам до начала XVIII века: историко-юридическое исследование. М.: URSS, 2016. С. 58. 21 Коллманн Н.Ш. Указ. соч. С. 92.
22 Там же. 23 Бобровский П.О. Указ. соч. С. 48. 24 Соборное Уложение 1649 года. Текст. Комментарии. Л.: Наука, 1987. 25 Бобровский П.О. Указ. соч. С. 66-67.
26 Соборное Уложение 1649 года. Текст. Комментарии. Л.: Наука, 1987. С. 192.
27 Коллманн Н.Ш. Указ. соч. С. 60-62. 28 Там же. С. 86.
#41