"Диптих Мэрилин" Э. Уорхола
"Женщин особенно хочется целовать, когда на них нет косметики.
Губы Мэрилин целовать не хотелось, но они были очень фотогеничны". (Энди Уорхол)
Рекламщик, дизайнер, художник, режиссер, продюсер и менеджер музыкальной группы, сценарист, писатель – на своем жизненном пути Энди Уорхол успел перепробовать множество различных амплуа, в каждом из которых сумел достичь определенного уровня успеха. И все же именно в качестве художника он добился мирового признания, став отцом и вместе с тем ярчайшим представителем направления американского поп-арта, получившем широкое распространение в 1950 – 1960-х годах. Поп-арт явился реакцией на правила жизни господствующего общества потребления, ответом на мир, порождаемый средствами массовой информации, что как нельзя лучше отображено в творчестве знаменитого художника.
С миром потребления и рекламы, который впоследствии стал составлять основу существования самого Уорхола, Энди впервые познакомился, будучи еще подростком, когда подрабатывал летом в универмаге. Именно там мальчик, воспитывавшийся в крайне небогатой семье чехословацких эмигрантов, увидел невероятное изобилие вещей, культ продукта, прикоснулся к миру роскоши и эстетики американского образа жизни, навсегда оставившего след в его сознании. Закончив в 1949 году Технологический институт Карнеги в Питтсбурге, Уорхол стал графиком-рекламистом, однако уже тогда он видел в себе художника и считал себя таковым. После получения диплома Энди переехал в Нью-Йорк и начал подрабатывать в качестве художника-графика, оформляя рекламные объявления для «Вок», «Гламур» и пр. Большим прорывом в его карьере стали рисунки обуви, которые первоначально создавались для рекламных материалов «Гламура». Однако серия «Золотая обувь», состоявшая из иллюстраций туфель Джулии Эндрюс, Джуди Гарленд, сапог Элвиса Пресли и др., вышла далеко за границы обычной рекламы, принеся Уорхолу коммерческий успех и известность среди творческой элиты Нью-Йорка. Но признания успешного графика- рекламиста прирожденному художнику было недостаточно, а потому во второй половине 1950-х Уорхол начал свое «превращение в поп-человека», отбросив прежний шик мира роскоши и гламура, в рамках которого он начинал свое развитие.
Стоит отметить, что вторичность в мире категорически не устраивала Уорхола, а потому он долгое время искал в нем именно свою нишу и свое место. В результате этих творческих поисков художник не стал революционером, но стал важнейшим переосмыслителем художественных форм своего века, дав новое видение на повседневность и показав иную реальность. Дело в том, что в западном искусстве 1950-х царила беспредметность и абстракция, чему и воспротивился поп-арт. Творчество Уорхола, как и других художников этого периода (основоположников поп-арта: Р. Раушенберга, Д, Джонса) – это уход от господствующего абстрактного экспрессионизма, фокусирование на мире вещей. С этого момента основу художественного мира Энди начали составлять этикетки популярных продуктов питания, фотографии из печатных изданий, комиксы и другие объекты массовой культуры. Однако жажда новаторства в скором времени отвернула Уорхола и от работы с комиксами – эти мотивы в своем творчестве уже использовал другой его современник, Р. Лихтенштейн. И все же в итоге стратегия Э. Уорхола и его долговременные поиски принесли свои плоды: неповторимый стиль, изобретенный художником, позволил ему навсегда оставить своей имя в истории мирового искусства. После создания в 1960-1962 гг. знаменитой серии работ с банками супа «Кэмпбелл», бутылками кока-колы и долларовыми банкнотами, Уорхол начинает разрабатывать две важнейшие тематики в своем художественном творчестве. Первая из них – тема смерти, начатая знаменитой работой «129 умерли (Авиакатастрофа)» и ставшая лейтмотивом цикла картин о несчастных случаях. Хотя, как в дальнейшем писал сам художник в своих автобиографических работах: «Я осознал, что все, что я делаю, связано со смертью».
Второе важнейшее направление его художественной деятельности – создание портретов знаменитостей. Начав с изображения голливудских суперзвезд, за годы творчества Уорхол успел поработать с портретами Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро, Элвиса Пресли, Мика Джаггера, Жаклин Кеннеди, Лео Кастелли, Мао Цзедуна и многих других икон современной культуры. И все же главные эстетические принципы, смысловые и стилевые особенности всего творчества Э. Уорхола наилучшим образом видны в одной из первых его работ – «Диптихе Мэрилин» 1962 года.
Мэрилин Монро стала одной из самых популярных моделей Уорхола, художник создавал ее портреты вплоть до 1986 года («Негативная серия: Мэрилин», 1979-1986). Интересно, однако, что произошло это уже после смерти голливудской актрисы, в чем видится определенный расчет Уорхола, ведь именно кончина Монро привела к потере ее связи с образом живого человека и реальной девушки, приобретению некоего ореола сверхъестественности. Работа над «Диптихом Мэрилин» началась буквально через пару недель после ухода Монро из жизни, в августе 1962 года. Диптих состоит из 50 одинаковых портретов кинозвезды, воспроизведенных с помощью трафаретной печати с фотоснимка актрисы, сделанного во время съемок фильма «Ниагара» 1953 года. Считается, что выбор фотографии художником также не является случайностью. «Ниагара» стал первым кинофильмом с участием Монро, что позволяет интерпретировать прорыв звезды в кино как начало конца – вся жизнь Мэрилин с начала карьеры была полна проблем вплоть до самой ее кончины.
Другой важнейшей интерпретацией работы Уорхола является раскрытие темы жизни и смерти. Диптих разделен на две части: половина изображений, расположенных слева, выполнена в цвете, другие 25 – в черно-белой гамме. В цветной части использованы яркие краски: на оранжевом фоне изображена Мэрилин с розовым тоном кожи, ярко-желтыми волосами, ярко-красными губами, голубыми тенями и частью такой же голубой кофты. Такой переход от красочных картинок к черно-белым изображениям может являться аллегорией жизни и смерти Монро, а также символизировать искусственность жизни суперзвезды в ее неестественных красках и очарование ухода от этой реальности; некоторые изображения второй половины диптиха и вовсе едва виднеются.
Не менее важна и техника, которую использовал Уорхол для создания «Диптиха». Картина выполнена методом шелкографии, который художник открыл для себя в том же году и с тех пор использовал это художественное средство на протяжении всей своей творческой карьеры. Трафаретная печать позволяла ему бесчисленно множить фотографии, превращая их в массовые репродукции. Тем самым Уорхол получил универсальный инструмент для игры с эстетической категорией оригинальности, которая прежде представляла такое огромное значение. С одной стороны, король поп-арта использовал готовое изображение, но пропускал его сквозь призму своей реальности и своего восприятия, преобразуя ее. Фототрафаретная печать позволяла ему полностью избавиться от прямого вмешательства в процесс создания полотна, удалив любую рукотворность и субъективность. Он мог использовать этот прием для повторения идентичных фотографических образов внутри одного прямоугольного полотна. Однако даже при таком повторении все его работы оставались уникальными и не имели абсолютных копий и идентичных соответствий. Каждый из портретов в том же «Диптихе» – единичный экземпляр среди, казалось бы, повторяющихся изображений, созданных по одной и той же фотографии.
Когда Э. Уорхола спросили, повлияла ли невероятная успешность и сексуальность М. Монро на его выбор модели и стиля ее изображения, художник ответил: «Для меня Монро – ни что иное, как персона, одна из многих. А что касается вопроса, было ли символическим актом написать Монро подобными яркими красками, то я могу только сказать: для меня все зависит от красоты, а она прекрасна; а когда что-то прекрасно, тогда это красивые краски. Вот и все. Так или примерно так ведет себя история». Этот ответ Уорхола, как и цитата из его книги, использованная в качестве эпиграфа к данной работе, позволяют понять, что видел Энди в голливудской актрисе. Погруженная в социокультурную реальность общества массового потребления, Мэрилин сама стала объектом массовой культуры. Монро, создавшая свой образ кинозвезды по крупицам, создала и собственную «марку». Она явилась олицетворением красоты и успеха, определенным символом в коллективном сознании американского общества, утратив все другие свои характеристики. В этом и заключается ее прекрасность. Культ звезды здесь становится равен культу продукта – ценность изображения Мэрилин Монро ничуть не больше, чем значение полотна с банкой супа, ведь оба они погружена в одну культурную и медийную реальность.
И, разумеется, говоря о творчестве Э. Уорхола, гения рекламы и «бизнес-художника», нельзя не упомянуть о коммерческом успехе картины. Создание «Диптиха Мэрилин» сразу же после смерти звезды Голливуда, безусловно, оказало влияние на популярность и стоимость работы. В 1980 г. «Диптих» был приобретен Лондонской галереей «Тэйт», в Ливерпульском филиале которой хранится и сегодня. А в 2004 году знаменитое полотно «кисти» Энди Уорхола, которое оказало огромное влияние на популярность и известность американского художника в мире, было признано третьим в списке 500 важнейших произведений современного искусства.